В Общественной палате России прошли общественные слушания по вопросам правового регулирования деятельности строительного комплекса страны


03 апреля 2024 года в Общественной палате Российской Федерации прошло совместное заседание Общественной палаты и инициировавших мероприятие Общественного совета при Минобороны России и других федеральных ведомствах, в ходе которого рассмотрены вопросы совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей работу российского строительного комплекса в целях гарантированной реализации Национальных проектов Российской Федерации и решений Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА по улучшению благосостояния граждан.


В общественных слушаниях приняли участие заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей МУЗЫЧЕНКО, представители Минобороны России, Росгвардии, МЧС, Минюста России, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, Правительства Москвы и Московской области, ведущих строительных организаций, экспертного сообщества страны.



Открывая слушания, заместитель Председателя Общественного совета при Минобороны России, член Общественной палаты Российской Федерации,  Председатель Совета директоров Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР) Александр КАНЬШИН обратился к теме послания Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА Федеральному собранию, в котором были сформулированы новые перспективы работы строительной отрасли на предстоящие шесть лет, определены приоритеты, в числе которых - строительство жилья, других социальных и крупных инфраструктурных проектов. Он подчеркнул, что среди механизмов реализации поставленных задач особое место занимает совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность строительного комплекса страны.



«Актуальность и общественная значимость запланированных слушаний обусловлена большим числом поступающих в Общественную палату Российской Федерации обращений, связанных с вопросами правового регулирования деятельности строительного комплекса страны. Авторы этих обращений указывают на экономические проблемы, вызванные санкциями западных государств против Российской Федерации, а также на определенные издержки в законодательстве, которое регулирует деятельность строительно-производственных структур, работающих в рамках государственного заказа», - пояснил Александр КАНЬШИН.



Руководитель группы экспертов, заслуженный юрист России Александр МОКРИЦКИЙ в своем сообщении отметил, что за последние годы Государственной Думой и Правительством страны принят ряд решений, которые позволяют значительно оптимизировать процедуры строительства в рамках государственных контрактов. Эти решения позволяют сокращать сроки государственной экспертизы, начинать строительство сразу после получения разрешения и выполнять подготовительные работы до получения разрешения на строительство. Но это относится только к приоритетным объектам, строительство которых ведется в «особом» порядке.



Вместе с тем он указал на проблемы, возникающие в правоприменительной практике при строительстве капитальных объектов, обратил внимание на ряд нерешенных вопросов, которые, по мнению эксперта, могут быть устранены путем внесения изменений в действующее законодательство.



В своем выступлении заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей МУЗЫЧЕНКО проинформировал участников о той большой работе, которая проводится Минстроем в рамках реализации комплексной государственной программы «Строительство». Он подчеркнул важную роль участия в этой работе институтов гражданского общества, а также экспертного сообщества, которое призвано содействовать государственным структурам в правовом регулировании масштабной практической деятельности по реализации Национальных проектов России. Меры, принимаемые в настоящее время руководством страны и министерством при реализации социально-значимых проектов, позволяют упрощать предварительные процедуры, сокращать их сроки, устранять бюрократические барьеры, тем самым помогать строительным организациям в установленные сроки и с высоким качеством выполнять заключенные с ними контракты. Это, конечно же, не снимает ответственности с подрядчиков за качество выполняемых работ.


Заместитель руководителя Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации Елена ШЕНИНА проинформировала о системе и мерах, осуществляемых Минобороны по организации строительства в «Особом» порядке при выполнении задач военно-строительным комплексом в интересах обороны страны.



В своих выступлениях заслуженный строитель России Анатолий АЛЕКСЕЕВ, заместитель директора строительно-производственной компании Илья КРАСНИКОВ, заместитель генерального директора АО «Внешнеэкономическое Объединение «Тяжпромэкспорт» Сергей КОПЫЛОВ, начальник отдела Департамента законодательства об обороне, безопасности и судопроизводстве Министерства юстиции РФ Андрей ТЕРЕХИН, начальник отдела Главной военной прокуратуры Андрей БАРЫШЕВ, начальник Департамента строительства Росгвардии Сергей ЖЕРЕБЦОВ, представитель Федеральной налоговой инспекции Сергей ДУБАЧЕВ поделились опытом работы, в том числе при выполнении государственных программ и контрактов.


В свою очередь, Председатель Общественного совета при Росреестре Александр А. КАНЬШИН рассказал о плодотворной совместной работе Общественного совета при ведомстве, Торгово-промышленной палаты РФ и, в частности, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, Председателем которого является член Общественного совета при Минстрое Ефим БАСИН.


Александр А. КАНЬШИН пояснил, что эта работа связана с оказанием помощи и поддержки малому и среднему бизнесу в решении проблем, возникающих в ходе строительных работ в качестве подрядчиков и субподрядчиков. При этом он подчеркнул тесную связь работы общественников Росреестра непосредственно в центре совместно с руководителем ведомства Олегом СКУФИНСКИМ и в субъектах Федерации.


В ходе слушаний эксперты обозначили круг вопросов, которые, по их мнению, требуют дополнительной и оперативной правовой проработки. В частности, речь шла о порядке строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства, который действует при сдаче объекта в эксплуатацию в сжатые сроки. Участвующие в слушаниях представители строительного сообщества обратили внимание на то, что одним из условий соблюдения «сжатых» сроков строительства является его своевременное и полное финансирование. Однако действующее в этих случаях приблизительное определение цены контракта не всегда правильно отражает фактические затраты, которые обусловлены высокими темпами инфляции, а, следовательно, ростом стоимости материалов, оборудования, используемых механизмов и рабочей силы.



Участники слушаний пришли к выводу, что в ряде случаев необходимо дополнительное нормативное правовое регулирование капитального строительства, без которого будет сохраняться ситуация вынужденного нарушения действующих правовых норм, а герои строительства - становиться правонарушителями.


Главным лейтмотивом выступлений всех участников слушаний явились общественная значимость работы строительного комплекса страны и силовых ведомств, важность их вклада в реализацию Национальных проектов Российской Федерации, повышение эффективности экономики, улучшение благосостояния российских граждан, укрепление национальной безопасности России, реализацию социально значимых проектов, в том числе строительство объектов на территории вновь вошедших в состав страны субъектов федерации.



По итогам слушаний принято решение направить руководству страны и заинтересованным федеральным ведомствам рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по совершенствованию правового регулирования деятельности строительного комплекса страны.